Хорошо известно, что информатизация управления не приносит заявляемых и ожидаемых результатов в условиях слабой или отсутствия конкуренции, при наличии дешевых или практически бесплатных ресурсов. Как анекдот, известно высказывание руководителя одной Большой компании, что он с лихвой покроет все будущие денежные результаты от информатизации, продав сегодня пару дополнительных составов природного сырья, и что это ему почти ничего стоит. Истинная информатизация управления связана с новыми вложениями в вычислительную технику и программное обеспечение, с привлечением высококвалифицированных и, следовательно, дорогих специалистов, с переобучением своих сотрудников и ломкой сложившихся стереотипов поведения, деятельности и т.д. А результат всей этой деятельности может проявиться и не скоро, и неизвестно, будет ли он таким, каким сегодня мыслится инициаторам.
Но делать что-то надо. Старый лозунг “АСУ – веление времени” - не просто лозунг, а, действительно, веление времени. Как только действенность хотя бы одного фактора (слабая конкуренция и/или дешевизна ресурсов) существенно падает, так падает и поток доходов. Оказывается, что модель экстенсивного развития более не работает, имеющаяся система управления, хотя численно разбухла, но уже не обеспечивает скорость, качество и цели управления и начинает расходовать на свое содержание больше ресурсов, чем производит производство. Единственный выход – переход на модель интенсивного развития, которая предполагает, в том числе, исследование и модернизацию бизнес-процессов управления предприятием.
Одной из наиболее известных современных многоуровневых моделей бизнес-процессов управления производством – это eTOM (Enhanced Telecom Operations Map – расширенная модель деятельности Телекома), разработанная международной некоммерческой организацией TeleManagement Forum (TMF) . С апреля 2004г. eTOM 4.0 становится стандартом – так принял Комитет по телекоммуникационным стандартам (Telecommunication Standardization Sector (ITU-T)) Международный Союз Связи (ITU - International Telecommunication Union) .
На представлен первый уровень иерархии (всего их четыре: 0 – 3) декомпозиции бизнес-процессов [1, 3].